Снятие, установка ГБЦ «Камминз» 6ISBe КамАЗ

Дизельные моторы «Камминз» 6ISBe устанавливаются на различные автомобили: автобусы, спецтехнику, грузовики, в том числе и на машины российского производителя из Набережных Челнов, КамАЗ. Востребованность этих силовых установок обусловлена их надёжной работой, способностью выдерживать интенсивные нагрузки в течение долгого времени в сложных условиях эксплуатации. Детали моторного узла моторов этой серии, в том числе головка блока цилиндров (ГБЦ), имеют большой срок службы. Но рано или поздно владельцам автомобилей приходится делать ремонт. В нашей статье расскажем о том, как проходит снятие и установка ГБЦ Cummins 6ISBe на автомобилях КамАЗ.

Описание

Вначале расскажем, что представляет собой эта деталь, головка блока цилиндров силового агрегата «Камминз» 6ISBe. Этот компонент является верхней частью мотора. Она устанавливается на основной блок через уплотнительную прокладку, фиксируется болтами крепления.

Таким образом она обеспечивает герметичность, необходимую при рабочем процессе воспламенения воздушно-топливной смеси в камерах сгорания.

ГБЦ выполнена из легированного чугуна, в её теле имеются отверстия для прохождения в двигатель технических жидкостей: моторного масла, антифриза.

Также в головке есть отверстия для размещения форсунок, которые выполняют задачу по впрыску горючей смеси в цилиндры.

Причины и признаки поломки

ГБЦ начинает доставлять проблемы владельцу техники по разным причинам.

Это может быть:

  • перегрев силового агрегата;
  • выход из строя составляющих этого узла;
  • использование некачественной смазки. 

Выйти из строя могут различные детали головки блока цилиндров Cummins:

  • – распределительный вал;
  • – клапана;
  • – толкатели клапанов;
  • – прокладка ГБЦ;
  • – элементы крепления.

Для определения дефекта необходимо произвести диагностику мотора.

Этапы снятия и установки

Рассмотрим конкретный случай. Причиной ремонта ГБЦ двигателя «Камминз» 6ISBe на автомобиле КамАЗ стало пробитие прокладки. В результате технические жидкости стали просачиваться через место повреждения, на корпусе появились следы утечки.

Отметим, что дефект прокладки один из самых часто встречающихся видов повреждения головки блока.

Она может выйти из строя по следующим причинам:

  • перегрев двигателя;
  • применение дизельного топлива плохого качества;
  • неправильная установка, затяжка не с тем усилием при предыдущем монтаже;
  • установка аналоговой прокладки низкого качества.

При замене следует устанавливать оригинальную запчасть взамен вышедшей из строя. Именно она сможет оптимально подойти к посадочному месту между ГБЦ и основным блоком, обеспечит полную герметичность мотора.

Проверить дефект прокладки можно просто различными способами без снятия ГБЦ. Один из них выглядит так:

  • Берётся бутылка наполовину заполненная водой, в неё опускается один конец шланга, идущего с расширительного бачка.
  • Запускается силовой агрегат.
  • Наличие пузырьков в бутылке укажет на пробой прокладки.

Рассмотрим алгоритм данной операции:

  • Демонтировать с ГБЦ шланги техжидкостей, другие элементы моторного узла.
  • Заткнуть открытые отверстия для прохождения жидкостей во избежание попадания грязи внутрь.
  • Снять крышку клапанов.
  • При помощи головки на 18 демонтировать крепления ГБЦ.
  • Снять топливную рампу, «морковки».
  • Демонтировать топливные форсунки, сложить по пакетам и подписать, какая откуда.
  • Снять ГБЦ с помощью ещё одного человека, одному не получится, головка весит прилично.

После снятия следует при помощи линейки проверить плоскость головки. При отклонении в параметрах на концах следует отшлифовать ГБЦ. Головка должна иметь идеально ровную поверхность.

Перед установкой отшлифованной ГБЦ следует очистить посадочное место от загрязнений: остатков старой прокладки, грязи с помощи острого ножа. Также нужно почистить нагар на поршнях, по возможности в цилиндрах. Отреставрированная ГБЦ должна плотно соприкасаться через прокладку с основным блоком.

Также рекомендуется при помощи отвёртки и ветоши прочистить колодцы под крепёжные болты от остатков масла. Оно может помешать с требуемым усилием затянуть болт при установке.

После очистительных работ переходим к этапам установки ГБЦ:

  • Изначально устанавливается прокладка.
  • После этого опять с помощником ставится на своё место головка блока.
  • Перед монтажом болтов крепления смазывается посадочное место под шляпки крепежа, а также резьба.
  • Закручивание производится с усилием 9 кг. Монтаж начинается с центрального болта и дальше по часовой стрелке производится затяжка близлежащих, а затем дальних болтов.
  • После небольшой паузы нужно открутить на полтора оборота все болты, а затем вновь закрутить с усилием 9 кг. Операцию следует повторить, повторную закрутку выполняем на 120 градусов в прежней последовательности вкруговую.
  • После затяжки всех элементов крепления необходимо проверить по-новому затяжку, так как при закручивании крайних болтов, центральные могут «уйти» с места. Рекомендуется на этой стадии докрутить на 120 градусов все элементы крепления.

После этого производится монтаж остальных деталей головки в обратной последовательности.

Во время ремонта следует проверить и отрегулировать работу клапанного механизма.

По окончании ремонта нужно запустить мотор и проверить его работу.